Звонок для стресса: как бороться с тревогой перед 1 сентября

Новости медицины » Звонок для стресса: как бороться с тревогой перед 1 сентября
Preview Звонок для стресса: как бороться с тревогой перед 1 сентября

Эксперты делятся советами, как школьникам и их родителям преодолеть предсентябрьскую тревожность и подготовиться к новому учебному году.

Школьница волнуется перед 1 сентября

Фото: freepik.com

Приближается период, когда беззаботные летние дни уступают место заметному волнению у школьников и их родителей. Возвращение от отдыха к интенсивным умственным и физическим нагрузкам представляет собой серьезное испытание для психики и организма в целом, но этот стресс можно значительно уменьшить. Специалисты делятся советами о том, как этого достичь.

Чему не учат в школе: предсентябрьская тревожность

Перед началом каждого нового учебного года ученики всех возрастов, от первоклассников до старшеклассников, начинают испытывать беспокойство и волнение по поводу предстоящих изменений. Завершение летних каникул всегда сопровождается грустью, особенно когда теплые дни сменяются осенней прохладой, а свободное время — строгим расписанием занятий. Этот период вызывает у школьников значительный стресс и тревогу, что является нормальной реакцией психики на возросшие нагрузки, изменение привычного режима и неопределенность новых задач. Исследования показывают, что до 65% учащихся испытывают стресс перед 1 сентября. Наиболее остро это ощущают младшие школьники: 78% детей 6-9 лет, 70% в возрасте 10-13 лет, 66% 14-15 лет и 60% 16-17 лет испытывают подобное волнение.

Родители также не остаются в стороне от предсентябрьских хлопот, ведь им нужно не только обеспечить ребенка всем необходимым к школе — от принадлежностей до формы, но и оказать значительную моральную и психологическую поддержку.

Понимание, принятие, помощь: как поддержать ребенка

Эксперты настоятельно рекомендуют родителям серьезно относиться к переживаниям, которые дети испытывают перед 1 сентября, вне зависимости от того, идут ли они в новую школу или возвращаются в привычный класс. Даже в знакомой обстановке каждый учебный год приносит новые предметы, учителей, одноклассников и возрастающую нагрузку. Все эти факторы могут вызывать беспокойство перед неизвестностью и предстоящими трудностями.

Наталья Благинина, врач-психиатр, психотерапевт и эксперт АНО «Культура здоровья», подчеркивает: «Крайне важно не игнорировать и не приуменьшать эти эмоции. Ни строгие наставления, ни попытки свести все к шутке не помогут подростку, чьи чувства не воспринимаются всерьез. Совсем иная ситуация возникает, когда родители проявляют понимание и сочувствие. Ребенку необходима эмоциональная валидация – подтверждение того, что его переживания важны и обоснованны.»

Причины для беспокойства перед школой могут быть гораздо глубже, чем просто страх перед неизвестностью. Исследования европейских и южноафриканских ученых показали, что даже плохое состояние школьных зданий и недостаточно развитая внутренняя инфраструктура могут усиливать подростковую тревожность. А что, если ученик уже сталкивался с буллингом в этих стенах, и встреча с одноклассниками вызывает у него больший страх, чем перспектива не справиться с учебой?

Наталья Благинина добавляет: «Иногда простой беседы бывает недостаточно, и тогда требуются дополнительные методы поддержки, от консультаций с психологом до освоения техник самоуспокоения. Исследование греческих ученых выявило высокую эффективность диафрагмального дыхания и прогрессивной мышечной релаксации для детей и подростков.»

Диафрагмальное, или брюшное, дыхание предполагает активное использование диафрагмы — мышцы, отделяющей грудную полость от брюшной, вместо мышц грудной клетки. Эта техника улучшает пищеварение, вентиляцию легких, нормализует функционирование внутренних органов и способствует естественному расслаблению.

Аналогичный эффект дает прогрессивная мышечная релаксация. Ребенку предлагается поэтапно напрягать и затем расслаблять различные группы мышц — ноги, руки, плечи, шею. Это последовательное снятие мышечного напряжения помогает уменьшить внутреннюю тревожность. Этот метод признан одним из наиболее действенных средств борьбы с беспокойством и бессонницей, которая часто становится проблемой как для школьников, так и для их родителей перед началом учебного года.

Путь к спокойствию: настройка режима и уход за здоровьем

Эксперты советуют начинать корректировать режим дня ребенка за одну-две недели до начала занятий. Сомнолог и клинический нейропсихолог Григорий Анисимов объясняет: «Каникулы без необходимости рано вставать и соблюдать строгий график расслабляют. Поэтому неудивительно, что к их завершению может появиться тревога из-за неопределенности. Установление четкого графика сна и пробуждения значительно облегчает адаптацию к учебному режиму. А для того чтобы легче заснуть при перегруженной голове, могут помочь мягкие успокаивающие средства на растительной основе, например, гомеопатические».

Помимо полноценного сна и эмоциональной поддержки, подростку необходимо здоровое питание, богатое полезными веществами, а также сбалансированное чередование учебы и физической активности. Крайне важна и забота о зрении: по данным китайских ученых, Россия входит в тройку стран с самым высоким уровнем близорукости среди молодежи (46,17%), уступая лишь Японии (86%) и Южной Корее (73,94%). Офтальмологи подтверждают глобальный рост миопии, связывая это с активным использованием гаджетов и общей зрительной нагрузкой. Для снижения раздражения и дискомфорта глаз, вызванных перенапряжением, можно использовать специальные капли.

Эффективные стратегии борьбы со страхом и тревогой

Профессор Вера Никишина, директор Института клинической психологии и социальной работы Пироговского университета, делится дополнительными методами преодоления стресса: «Для полноценной моральной подготовки к стрессовым ситуациям требуется время. Если же времени в обрез и вы спешите, лучше всего просто расслабиться. В такой ситуации многое будет зависеть от вашей способности к импровизации, и излишнее напряжение лишь навредит. Однако, если вы планируете свои действия, четко определяя цели и временные рамки для каждого шага, это поможет вам ясно видеть путь и желаемый результат. Такой структурированный подход действительно эффективен.»

Вера Никишина отмечает, что многие учащиеся, будь то школьники или студенты, часто сталкиваются со страхом, например, перед экзаменами. «Техника визуализации является одним из действенных способов управления страхом, — объясняет она. — Представьте свой страх как некий внешний объект — возможно, фантастическое существо или абстрактную геометрическую фигуру. Способность мысленно управлять этим образом и перемещать его за пределы своего внутреннего мира помогает уменьшить чувство страха. Существует множество современных методик борьбы со страхом, включая различные дыхательные практики. Однако крайне важно осваивать их заблаговременно, а не пытаться применять непосредственно в стрессовой ситуации, например, на экзамене. Без предварительной подготовки они вряд ли принесут желаемый эффект. Следует осознать, что страх — это естественный механизм, который регулирует наше поведение и помогает сохранять мотивацию и активность. Испытывать волнение в важные моменты — это нормально. Принятие страха как неотъемлемой части процесса позволит вам не тратить лишние силы на борьбу с ним. При планировании своих действий старайтесь разнообразить их и придерживаться четких временных рамок. Это поможет избежать переутомления и сохранить энергию».

Что касается родителей, эксперт советует им принять ключевую идею: «Вы уже сделали все, что было в ваших силах. Теперь ваши действия либо принесут результат, либо нет, и в будущем вам предстоит снова анализировать свои подходы. Уважать собственные усилия означает проявлять интерес к успехам ребенка, но формулировать вопросы корректно. Вместо тревожного «Что с тобой случилось?» лучше спросить: «Тебе нужна помощь?» Если ребенок соглашается, предложите ее. Но если ответа нет или он отрицательный, не давите, дайте ему необходимое личное пространство».

Наступающий учебный год потребует от школьников значительной мобилизации внутренних ресурсов, а также выдержки, ответственности и самодисциплины. Крайне важно постоянно поддерживать контакт с ребенком, чтобы понимать, как он справляется, и вовремя предлагать необходимую помощь и поддержку.