Правительство предлагает передать полномочия страховщиков региональным фондам ОМС
С 2026 года региональные правительства России могут получить право передавать функции медицинских страховщиков территориальным фондам обязательного медицинского страхования (ОМС). Соответствующие поправки к Федеральному закону №326 были внесены в Государственную Думу вместе с проектом бюджета федерального фонда ОМС на 2026–2028 годы. Страховые компании выражают серьезные опасения, заявляя, что эта инициатива может привести к усилению коррупции в системе ОМС и существенно ограничить их возможности по защите прав пациентов.
Предложенный законопроект, сопровождающий проект бюджета федерального фонда ОМС на ближайшие три года, содержит ключевое изменение: он предоставит региональным властям полномочия по передаче функций медицинских страховщиков местным фондам ОМС.
В настоящее время страховые компании выступают независимой «третьей стороной» в системе ОМС, гарантируя защиту прав пациентов во взаимоотношениях с медицинскими учреждениями. Их роль включает проверку медицинской документации, оценку адекватности лечения и информирование застрахованных граждан о профилактике и доступных программах. В более широкой страховой модели их деятельность также способствует конкуренции среди больниц и клиник.
Правительство уже предпринимало шаги по сокращению роли страховщиков: в 2020 году был уменьшен лимит средств, выделяемых территориальными фондами ОМС на их деятельность, с 1–2% до 0,8–1,1% от бюджета фонда, а также было отменено их право проверять федеральные медицинские учреждения. Всероссийский союз страховщиков (ВСС) предупреждает, что новые поправки могут привести к полной остановке работы страховых компаний в регионах.
В своем обращении к министру юстиции глава ВСС Евгений Уфимцев указал, что предложенный законопроект консолидирует все функции ОМС в руках территориальных фондов, включая выдачу полисов, учет застрахованных, оплату медицинских услуг, обмен данными, информирование граждан и контроль за системой. ВСС подчеркивает, что такое объединение полномочий неизбежно вызовет конфликт интересов, подорвет независимую экспертизу качества медицинской помощи и защиту прав застрахованных, а также лишит систему необходимой прозрачности и объективности.
Алексей Старченко, член общественного совета по правам пациентов при Росздравнадзоре, отмечает, что страховые представители активно защищают интересы пациентов в судах, доказывая дефекты медицинской помощи и добиваясь компенсаций за причиненный моральный вред, чего не будут делать сотрудники территориальных фондов. Даниил Борисов из страховой медицинской организации «Капитал МС» добавляет, что независимый контроль СМО зачастую противоречит реэкспертизам территориальных фондов, которые могут «обнулять» выявленные нарушения. Таким образом, СМО активно отстаивают свои заключения в судах. ВСС также предупреждает о риске возникновения значительных различий в системах ОМС и правах пациентов в разных регионах после принятия законопроекта.
Этот законопроект, наряду с предыдущими ограничениями для страховщиков, расценивается как попытка правительства сохранить в системе ОМС средства, которые в настоящее время направляются на оплату их деятельности – ежегодно речь идет о десятках миллиардов рублей. Подобные меры уже предпринимались для увеличения финансирования государственных медицинских учреждений за счет ужесточения условий работы частных клиник в системе ОМС.