Госдума в первом чтении одобрила законопроект Минздрава, вводящий обязательное целевое обучение для студентов медицинских высших и средних учебных заведений. Это новое правило начнет действовать с 2026 года и затронет всех, кто поступит на бюджетные места. Министерство здравоохранения утверждает, что данные поправки направлены на устранение дефицита кадров и улучшение качества медицинской помощи населению. Однако оппозиционные депутаты предложили вместо принудительной отработки в государственных клиниках повысить врачам заработную плату и закрепить в законодательстве различные социальные гарантии.
Заместитель министра здравоохранения Татьяна Семенова, представляя законопроект в Госдуме 8 октября, подчеркнула, что основная цель предлагаемых изменений — это решение кадрового голода в регионах, а также повышение качества и доступности медицинских услуг. Она также отметила, что в настоящее время 70% студентов-медиков уже обучаются по целевым направлениям, не считая тех, кто учится на платной основе.
В начале 2025 года Минздрав выступил с инициативой введения обязательной отработки для студентов медицинских учебных заведений. Согласно законопроекту, студенты бюджетных отделений вузов и колледжей должны будут в течение первого года обучения подписать целевой договор с будущим работодателем. Основными заказчиками обучения выступят региональные министерства здравоохранения и государственные медицинские учреждения. В случае незаключения договора студента отчислят, обязав возместить государственные расходы на его обучение. Если же договор заключен, но не выполнен (например, выпускник не приступил к работе), он будет обязан вернуть бюджету потраченную на его подготовку сумму и уплатить штраф, равный двойной стоимости обучения. Выпускники всех медицинских учебных заведений (включая тех, кто учился платно) после завершения учебы и первичной аккредитации должны будут отработать три года (выпускники колледжей — два) в организациях системы ОМС под наблюдением наставника. Только после этого они смогут пройти периодическую аккредитацию, необходимую для продолжения профессиональной деятельности.
В процессе обсуждения парламентарии предложили ряд изменений для доработки законопроекта ко второму чтению. Депутат Игорь Антропенко («Единая Россия») заявил о необходимости дифференцировать срок работы с наставником в зависимости от медицинской специализации. По его мнению, «онкологу действительно требуются три года, в то время как терапевту могло бы хватить значительно меньшего срока». Председатель Комитета по охране здоровья Сергей Леонов (ЛДПР) указал на важность «закрепления принципа оседлости», чтобы абитуриенты, поступающие на целевые места, имели приоритет в своем регионе. Он также выразил опасения, что выпускники-стоматологи столкнутся с трудностями при прохождении наставничества в клиниках ОМС, поскольку большинство стоматологических учреждений являются частными.
Коммунисты выразили возмущение отсутствием социальных гарантий для будущих медицинских работников в предложенных поправках. Депутат Николай Арефьев заявил, что наиболее очевидным решением кадровой проблемы в государственных медицинских учреждениях станет «повышение заработной платы до уровня частных клиник». Он подчеркнул, что законопроект содержит лишь «репрессивные меры» по отношению к студентам, но не предусматривает никаких «государственных гарантий».
Евгений Бессонов высказал мнение, что в рамках новой системы у заказчиков обучения не будет стимула увеличивать зарплаты молодым специалистам или улучшать условия труда, поскольку «к ним в любом случае придут выпускники вузов, обязанные отработать свое обучение». Сергей Казанков напомнил, что уже сейчас условия труда, предлагаемые заказчиками, «не всегда устраивают молодежь, из-за чего не все целевые квоты по медицинским специальностям заполнены». Он предположил, что после вступления закона в силу в 2026 году количество абитуриентов в медицинских вузах «значительно сократится, и все массово пойдут учиться на другие направления».
Заместитель председателя думского комитета по охране здоровья Алексей Куринный заявил, что, проанализировав федеральный бюджет на ближайшие три года, он не обнаружил «увеличения инвестиций в фонд оплаты труда медицинских работников».
«Для повышения привлекательности медицинской профессии необходимо рассмотреть такие меры, как льготная ипотека, а также закрепить в законе минимальные социальные гарантии. Например, установить заработную плату не ниже 200% от средней по региону», — отметил он. Депутат также подчеркнул, что выбор места отработки на первом курсе «слишком преждевременен» и предложил увеличить этот срок как минимум до третьего курса.
Однако спикер Госдумы Вячеслав Володин («Единая Россия»), напротив, предложил ужесточить правила наставничества. Он отметил, что в системе ОМС присутствует множество частных клиник, и к второму чтению необходимо уточнить, что прохождение наставничества допустимо только в государственных учреждениях, «а не в частных клиниках в пределах Садового кольца». Более того, председатель думского комитета по труду Ярослав Нилов предложил ввести полный запрет на работу врачом в коммерческом секторе без трехлетнего стажа в государственных учреждениях.
«Главные врачи в подобной системе могут ощутить себя рабовладельцами», — предостерег парламентариев первый заместитель председателя думского комитета по охране здоровья Федот Тумусов («Справедливая Россия — За правду»). Он подчеркнул, что предложенные поправки вызывают положительный отклик лишь у «взрослых, уже получивших образование людей». «Для зумеров, для поколения Альфа — молодёжи, кого непосредственно коснутся эти изменения — важны технологическая оснащённость рабочего места и уровень заработной платы», — отметил он.
В завершение обсуждения заместитель министра Татьяна Семенова заявила, что вопросы социальных гарантий находятся в компетенции региональных властей: именно местные администрации должны создавать привлекательные условия для выпускников, а у студентов-медиков сохраняется возможность выбора региона. Присутствовавший на заседании глава Минздрава Михаил Мурашко подчеркнул, что «главная цель законопроекта — решение кадровой проблемы в здравоохранении», и призвал парламентариев «не забывать об этом ключевом предназначении при подготовке поправок ко второму чтению». Срок подачи поправок установлен до 22 октября.