Исследователи из Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) представили новаторское обобщение данных о древних святилищах скифов и сарматов, существовавших с VI века до нашей эры по IV век нашей эры. Их работа позволила глубже понять роль огненных ритуалов и жертвоприношений, включая человеческие, в жизни этих кочевых народов. Святилища, как выяснилось, были посвящены почитанию умерших предков и богам войны.
Сарматское святилище IV в. н.э. у бывшего боспорского Илурата. Керченский полуостров.
Открытие и исследование святилищ
Профессор кафедры истории и теории культуры РГГУ Сергей Яценко пояснил, что эти степные святилища, расположенные на огромной территории от Южного Урала до Днепра, обычно имеют вид круглых курганов, окруженных земляными валами и рвами. Археологи традиционно сосредотачивались на изучении погребальных курганов и могил, которые, однако, дают лишь частичное представление о быте и верованиях древних народов. Святилища же, часто встречающиеся по одному или в небольших группах в составе курганного кладбища, легко могли быть приняты за разграбленные захоронения, что затрудняло их идентификацию и изучение.
Трехостровское скифское святилище. Нижний Дон.
Назначение и функции
Анализ показал, что эти сакральные места посещались небольшими группами людей – предположительно, родственными или соседскими общинами. Значительная часть святилищ была посвящена культу предков, что отражает глубокую связь кочевников со своим прошлым. Однако были выявлены и комплексы, посвященные богу войны, что вполне соответствовало воинственному духу этих народов. Например, близ Курганинска в Краснодарском крае была обнаружена бронзовая статуэтка всадника на быке, напоминающая Батраза – бога войны из алано-осетинского нартовского эпоса. В сарматских святилищах Южного Урала находили предметы вооружения, такие как мечи, которые могли быть объектами поклонения или дарами божеству.
Архитектура и символизм
Святилища часто располагались на видных местах – вершинах холмов или изгибах рек. Их конструкция включала священную ограду, отделяющую сакральный мир от повседневного, земляной вал, ров и внутренний жертвенник – обычно груду или массивный камень, на котором оставлялись приношения. Удивительно, что эти кочевники, несмотря на дефицит рабочих рук в степи, возводили грандиозные сооружения диаметром до 300 метров. Это свидетельствует о глубокой вере в высшие силы и готовности прилагать значительные усилия ради богов.
Трехостровская, скифское святилище, Нижний Дон.
Роль огня в ритуалах
Центральное место во многих святилищах занимали ямы для огненных ритуалов, где поддерживался очень сильный огонь, что было непростой задачей в степных условиях. Кочевники видели в огне священную стихию, символ творения и уничтожения всего негативного. Огонь воспринимался как дар небес, частица солнца и других божественных сущностей. Эта традиция глубоко уходит корнями в верования древних ираноязычных народов и до сих пор сохраняется у парсов – огнепоклонников.
Виды жертвоприношений
В качестве жертвоприношений богам кочевники чаще всего использовали части туш животных, преимущественно лошадей и овец, а также керамическую, бронзовую и деревянную посуду, элементы конской упряжи и оружие. Особенный интерес представляют редкие находки человеческих черепов, указывающие на случаи человеческих жертвоприношений. Кочевники верили, что жизненная сила человека заключена в его голове, что объясняет особое отношение к черепам: их могли отделять от других костей в могилах или использовать для ритуальных чаш, чтобы получить дополнительную силу.
Примечательно: Археологи также обнаружили намеренно поврежденные жертвенные предметы, такие как разбитая посуда или амфоры с обломанными ножками. Предполагается, что это делалось для того, чтобы дары «успешно» перешли в мир духов и покойников.
Заключение
Эти уникальные святилища, расположенные на обширных территориях от Южного Урала и плато Устюрт до Правобережья Днепра, представляют собой бесценный источник информации и продолжат служить объектом глубоких археологических исследований, раскрывая новые грани древней истории скифов и сарматов.